юридическая группа "АСП"
GO
Submit

Честь, достоинство и деловая репутация

Честь, достоинство и деловая репутация — очень близкие по правовому регулированию категории. Честь и достоинство отражают не только самооценку человека, но и восприятие окружающими его личности. Что касается деловой репутации, то она является оценкой профессиональных качеств личности или организации.

Формирование деловой репутации в России сложилось исторически. Еще до революции существовала такая практика заключения торговых договоров, при которой купеческое слово заменяло юридически оформленный документ — настолько купцы ценили свою деловую репутацию. В современной действительности невозможно обойтись без документального оформления сделок, но и в этом случае деловая репутация организаций играет немаловажную роль. На сегодняшний день, когда экономика нашей страны стремительно развивается, участникам экономических отношений очень важно знать, что же является деловой репутацией, а также инструменты и способы защиты своего доброго имени.

Деловая репутация, как экономическая и правовая категория, представляет собой часть общемировой культуры и является признаком цивилизованности современных деловых отношений в обществе.

Право на положительную деловую репутацию является неотъемлемым для любого коллектива или организации, а его нарушение наносит не только моральный вред, но и материальный ущерб.

Деловая репутация, честь и достоинство — объекты гражданских прав. Поэтому законодательство, как гражданско-правовое, так и уголовно-правовое, призвано защищать эти духовные ценности. И не только защищать, но и обеспечить их восстановление после нарушения. Защита нарушенных субъективных прав и интересов граждан и юридических лиц возможна только при полном и правильном установлении в судебном заседании обстоятельств дела. Однако судебная защита деловой репутации сопряжена со многими проблемами процессуального характера: это и задачи доказывания, определение подведомственности, выявление надлежащего ответчика. Тем не менее, предъявление иска о защите деловой репутации не исключает возможности подачи одновременных исков о компенсации морального вреда к ответчику.

Проблема гражданско-правовой защиты деловой репутации является одной из самых актуальных задач, так как именно в современных условиях в век научно-технического прогресса остро ощущается столкновение свободы слова и прав на защиту чести, достоинства и репутации. Это связано с активным развитием средств коммуникаций и глобальной информационной сети Интернет, ведь ненадлежащая реклама, распространенная рекламодателем в СМИ, также является одной из угроз деловой репутации.

Возможность защиты деловой репутации является составной частью правовой системы РФ. Защита деловой репутации включает охрану права гражданина на правдивые сведения о его деятельности или поведении. Защита деловой репутации опирается на ст. 152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации", согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Часть 5 ст. 152 ГК РФ указывает, что гражданин, чье достоинство или деловая репутация пострадали в связи с распространением о нем порочащей информации, одновременно с опровержением имеет право добиваться возмещения убытков и причиненного морального вреда. Эта же статья применяется при защите деловой репутации юридических лиц (ч. 7 ст. 152 ГК РФ). Часть 1 ст. 151 ГК РФ определяет выплату денежной компенсации, если гражданину причинен моральный вред, повлекший физические или нравственные страдания.

Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". Постановление указывает, что под моральным вредом понимаются "нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага". Это определение относится только к физическим лицам, поскольку юридические лица не способны испытывать физические или нравственные страдания.

Часть 1 ст. 56 ГПК РФ обязывает каждую сторону доказывать обстоятельства, на которые она опирается, предъявляя свои требования и возражения.

Между тем существуют мнения о расширении института компенсации морального вреда. Предлагаются варианты обязательного предоставления законом способа защиты, каковым является компенсация морального вреда, при нарушении любых неимущественных прав юридического лица. Ведь любой вред, нанесенный деловой репутации организации, отрицательно сказывается на ее коммерческой деятельности.

В ст. 152 ГК РФ указывается, что при условии разглашения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, оно вправе требовать опровержения, а также возмещения убытков, причиненных распространением данных сведений.

Для полной компенсации потерь предприятия от разглашения порочащих сведений юридическое лицо должно учитывать не только убытки текущие, но и коммерческие потери будущего периода, связанные с распространением порочащей информации.

Сведения, позорящие деловую репутацию юридического лица, часто наносят вред достоинству или деловой репутации самих сотрудников пострадавшего предприятия.

В данной ситуации может быть предъявлено несколько исков по одному и тому же факту распространения порочащих сведений. Юридическое лицо и его сотрудники вправе требовать не только опровержения и возмещения убытков, но физические лица могут потребовать компенсации морального вреда, нанесенного распространением такой информации.

Пострадавшая сторона помимо предъявления иска о защите чести, достоинства или деловой репутации имеет возможность подать заявление в суд для привлечения обидчика к уголовной ответственности. Необходимо знать, что у юридического лица меньше гражданско-правовых способов защиты своей деловой репутации, чем у физического. Гражданско-правовая защита предусматривается только для пострадавшего физического лица (ст. 151 ГК РФ) в случае, если обнародованная информация соответствует действительности, но является коммерческой тайной предприятия.

Положительная деловая репутация юридического лица может стать основой его коммерческого успеха. Нормы гражданского права предоставляют возможность таким субъектам защищать свою деловую репутацию, а также и другие нематериальные блага, которые имеют ряд особенностей. Условно их можно объединить в три группы.

  • В первую группу можно включить неимущественные блага, с помощью которых формируется индивидуальный облик юридического лица. Сюда можно отнести, к примеру, деловую репутацию, товарный знак предприятия, его бренд и пр.
  • Во вторую группу входят такие неимущественные блага юридических лиц, которые обеспечивают автономию, независимость субъекта (коммерческая, служебная тайна, тайна переписки и телефонных переговоров).
  • В третью группу можно объединить блага, формирующиеся в процессе интеллектуальной деятельности (изобретения, патенты, промышленные образцы).

Примеров нарушений нематериальных благ юридических лиц достаточное количество. Очень часто конкуренты используют незаконно чужой товарный знак, распространяют сведения, порочащие деловую репутацию компаний.

Совсем недавно в практике судов было немного заявлений о защите деловой репутации, поскольку сам термин "деловая репутация" отсутствовал в законодательстве. Но посягательства на это неимущественное благо становятся все более распространенными. И недобросовестная конкуренция в экономической сфере вынуждает юридические лица себя защищать.

Очень часто сведения, порочащие деловую репутацию предприятия, могут распространяться через СМИ. Закон РФ "О средствах массовой информации" в статьях 43 - 46 отражает специфичность использования права на опровержение несоответствующих действительности сведений, распространенных в средствах массовой информации. Защита деловой репутации в судебной практике предполагает защиту только положительной репутации, порочная же защите в судебных органах не подлежит.

В связи с этим юридическое лицо, подающее заявление в суд с иском о защите деловой репутации, должно доказать некоторые факты:

  • Во-первых, необходимо доказать порочность распространенных о нем сведений.
  • Во-вторых, эти сведения должны быть известны третьему лицу (стать общеизвестными).

Если отсутствует одно из этих условий, иск не может быть удовлетворен.

Правовые акты современного законодательства РФ не содержат перечня порочащих сведений, их круг должен определять суд. Законодательство также не указывает на различия понятий недобросовестной и незаконной конкуренции.

Факт распространения порочащих юридическое лицо сведений, не соответствующих действительности, является основанием возникновения его права на защиту своей деловой репутации. Любая форма распространения порочащей информации служит основанием требовать опровержения. Однако не могут рассматриваться требования об опровержении сведений, содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законами порядок.

Порочащими называются сведения, которые несут в себе утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом законодательства или морально-этических принципов.

Сведения, не умаляющие деловую репутацию, не должны опровергаться без оснований в порядке, предусмотренном нормами ст. 152 ГК РФ.

Содержание порочащих сведений должно включать особые характеристики: информация должна касаться конкретных фактов деятельности юридического лица; она может содержать общую оценку деятельности лица; сами сведения не соответствуют действительности.

Право на опровержение сведений, не соответствующих действительности (ст. 152 ГК РФ), возникает, если содержащаяся в них информация говорит о несуществующих обстоятельствах или она отображает существующие обстоятельства не такими и не так, каковыми они были на самом деле. Налицо взаимосвязь правовой защиты деловой репутации с доказанностью (или недоказанностью) соответствия сведений действительности и необходимостью поиска доказательств.